Лютеранская церковь в Советской Карелии
Назад Главная Вверх Далее

Новые, атеистические идеалы, провозглашенные Октябрьской революцией 1917 г. изменили положение церкви в России. Лютеране в Карелии тем не менее продолжили свою деятельность и зарегистрировали свою общину в 1922 г. (см. договор с общиной 1922 г.) Архивные документы свидетельствуют, что основная деятельность в приходе осуществлялась без постоянного пастора, который выехал в Финляндию и только в Петрозаводске. Остальные молитвенные дома прекратили своё существование.

Численность прихожан сильно уменьшилась в результате выезда в независимую Финляндию, гражданство которой многие из них сохраняли до этого момента.

Оставшиеся прихожане, а их было вероятно не много, были разбросаны по территории Карелии и не имели возможности посещать церковь в Петрозаводске. Редкие богослужение, проводившиеся там, обеспечивались в основном силами прихожан-петрозаводчан. Общее руководство общиной осуществлял её староста – Пётр Пулкинен. В ряде архивных документов и содержатся сведения о визитах пасторов из Финляндии, а также о продолжающейся деятельности Оскара Хуттунен – законоучителя, работающего в лютеранской школе Петрозаводска еще до революции, но они, вероятно, не были частыми.

Материальные трудности прихода, обострившиеся, как мы можем полагать в условиях инфляции, “учета” = конфискации церковного имущества, как впрочем и сама обстановка послереволюционного хаоса, вероятно, не дали лютеранской общине возможности обеспечить выполнение пунктов договора, заключенного с общиной. В частности, пункта 4, требующего от прихожан “производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нем предметов, как то: по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, местных обложений и т.п.”. 1 На основании этого нарушения договор с общиной был расторгнут в марте 1925 г., здание церкви передано Совету физической культуры. Последующие обжалования решения со стороны общины ни к чему не привели.

Создание в 1925 г. Союза Безбожников, а как следствие постановка борьбы с церковью на плановую основу 2 обусловили необратимость перемен в положении верующих-лютеран в Карелии, община которых официально уже перестала существовать.

Не изменило ситуацию и увеличение численности финского населения Карелии в 30-е гг. Группы финского населения, прибывшие в Карелию разными путями в межвоенный период, в большинстве своем были далеки от проблем конфессионального выбора. “Красные” финны в основном являлись сторонниками атеистического мировоззрения. Финны-эмигранты, завербованные в Северной Америке для строительства социалистического государства и приехавшие в Карелию в 20-30-е гг., и т.н. финны-перебежчики, столкнулись здесь с неприкрытыми формами притеснения верующих, что не позволяло им, во имя собственной безопасности, ставить вопрос (во всяком случае открыто) о лютеранской церкви в Карелии.

Во время Великой Отечественной войны на оккупированной территории Карелии предпринимались попытки организации деятельности верующих, в частности лютеранского вероисповедания. Известно, в частности, что на современной окраине Петрозаводска (в Сулажгоре) в период оккупации функционировала лютеранская церковь.

В начало