Современное положение лютеранской церкви Карелии
Назад Главная Вверх

С середины 80-х гг. в истории в российской истории наступает новый период, который коренным образом изменил и статус церкви. Возвращение к ленинским нормам, декларированное М.С. Горбачевым, для церкви означало последовательную реализацию принципа отделения церкви от государства. В первую очередь это должно было касаться государственных институтов, т.к. именно от них зависело сохранение паритета в отношениях государства и церкви. Сложившееся в годы войны сближение высших светских и православных властей нашло своё продолжение в годы перестройки и в последующий период. Развитию других конфессий не мешают, за православием сохраняется статус государственной религии.

До начала 90-х гг. деятельность лютеран нигде кроме Петрозаводска и близлежащих населенных пунктов, не велась. Новые приходы были открыты в городах: Сортавала, Костомукша, Сегежа, Кондопога, Питкяранта, Олонец и в поселках: Чална, Деревянка, Соддер и других. Большинство из них зарегистрировано в начале 90-х гг., по инициативе верующих или финских миссионеров. Лютеранские приходы на территории современной Карелии входят в систему приходов Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, созданной в 1992 г. и признающей себя правопреемницей “церкви, которая зародилась на земле Ингрии”. 1 Несмотря на то, что формулировка названия указывает на исторические связи с Ингерманландией, церковь не ставит этнического заслона для своих прихожан. Ими могут стать не только финны, но и иные по происхождению - все те, кто разделяет убеждения верующего-лютеранина. В лютеранскую общину могут быть приняты все лица, независимо от того посещали ли они ранее другую церковь. Таинство крещения, совершенное по православному обряду, также не является препятствием для этого.

Миссионерская деятельность лютеранских духовных служителей в Карелии приобрела в последнее время активный характер. Строятся лютеранские церкви за счет пожертвований прихожан Финляндии, распространяется духовная литература, практикуются различные формы социальной помощи населению.

Состав прихожан Петрозаводской общины характеризуется следующими особенностями.

По свидетельству дьякона Петрозаводской церкви, количество прихожан, за последние годы сократилось до 700 человек, в то время как в 1980-е годы, на которые приходится пик посещаемости лютеранской церкви Петрозаводска, их было около 1500. Среди причин сокращения численности могут быть названы: массовый выезд финнов в Финляндию в конце 1980 - начале 90-х гг.; высокая смертность среди прихожан, многие из которых пожилые люди. Кроме этого, по всей видимости, на снижение численности могло оказать влияние и открытие новых церквей и приходов, в том числе и вблизи города. Часть прихожан, ранее приезжающих в городскую церковь, получила возможность отправлять религиозные нужды непосредственно в месте своего проживания.

Среди прихожан высока доля женщин и лиц пожилого возраста.

Богослужения проходят и на финском и русском языках. В соответствии с этим можно выделить две условных группы прихожан, финноязычную и русскоязычную. Первая из них наиболее многочисленна, несмотря на то, что среди финнов Карелии практически все знают русский язык. В частности, в Петрозаводской лютеранской церкви на финских богослужениях присутствует 150-200 человек, и лишь 20-50 человек на русскоязычных. Тем не менее, служители церкви, по всей видимости, не рассчитывают отказываться от устоявшейся практики двойных богослужений, принимая во внимание то, что для многих финнов, прежде всего молодых, слабое владение финским языком представит серьёзное препятствие в приобщении к церкви.

Сложившаяся в Петрозаводской церкви практика в целом типична и для других приходов Карелии. Состав прихожан варьируется в зависимости от местонахождения общины. Для юга Карелии характерно преобладание среди прихожан лиц ингерманладского происхождения, т.к. их концентрация здесь наиболее высока. Здешние общины многочисленны и представляют собой достаточно устойчивое по численности сообщество.

На северо-западе Карелии (Калевальский, Муезерский район, г. Костомукша) состав прихожан по национальному признаку более пестрый. Лютеранские богослужения посещают карелы, русские, белорусы и представители других национальностей. По свидетельствам лютеранских духовных служителей состав этих общин более подвижен. По сути, здесь на сегодняшний момент происходит только знакомство с верой, приобщение к ней.

Отношение к религии, конфессиональная принадлежность и религиозное поведение финского населения Карелии в середине 1990-х гг.

На момент проведения опроса 2 среди к верующим относили себя 56,3% финского населения Карелии. Данные исследования общественного мнения населения республики 1975 г. показали, что тогда к верующим относило себя лишь 10,9% финнов. 3 Увеличение численности верующих в сравнении с серединой 70-х гг. необходимо связывать с общей либерализацией религиозной политики в стране, позволившей без ограничений функционировать большинству религиозных организаций и легализовавшей положение верующего человека.

Результаты опроса показали, что возрастные характеристики мало влияют на отношение финнов к вере. И в старшем (55 лет и старше), и в среднем (35-54 года), и в младшем поколениях доля верующих составляет около половины, соответственно 52% и 47% и 52%.

В ходе обследования опрашиваемым предлагалось определить не просто отношение к вере, но и степень приобщённости к религиозной жизни, путем выбора одного из значений шкалы: “верую и соблюдаю религиозные обряды” или “верую, но обряды не соблюдаю”. Чаще всего первый вариант ответа выбирали представители старшего поколения. Среди верующих среднего поколения его предпочла лишь треть опрошенных, а в самой молодой группе верующих (15-24 года) - только четверть. Таким образом, по мере “омоложения” состава респондентов всё более характерным явлением становится несоблюдение обрядов. В отечественной литературе послевоенного периода среди причин сохранения “религиозных пережитков” часто выделяли: сельский образ жизни и низкий уровень образования верующих, якобы обусловивших их приобщение к религии.

Результаты нашего обследования позволяют сравнить отношение к религии у горожан и жителей села. Как видим из таблицы 2 доля верующих среди горожан выше.

Таблица 2.
Отношение к религии, по данным этносоциологического обследования, %
 сельское  населениегородское население
верую и соблюдаю религиозные обряды15,019,8
верую, но обряды не соблюдаю31,638,4
колеблюсь12,813,9
отношусь безразлично13,511,6
атеист16,511,6
никогда не задумывался над этим10,54,7
ИТОГО100,0100,0

В современных исследованиях феномен большей религиозности городского населения нередко объясняется спецификой городского образа жизни. Для горожан - это психологический дискомфорт, связанный с высокой концентрацией населения и ритмом жизни города и вынуждающий их искать в религии компенсации влияния указанных негативных признаков. Особенности восприятия религии сельским населением образно представил Э. Геллнер: “у деревенских жителей нет ни цели, ни средств, ни организационных возможностей, ни просто желания сражаться за свою культуру... Заботы их являются более приземленными, а если они и бунтуют, то, как правило, не из-за культуры”. 4

Не отрицая этого, укажем и на ряд местных условий, повлиявших на особую активность горожан в религиозной жизни. Собственно здание лютеранской церкви было построено в городе Петрозаводске, поэтому вполне естественно, что контингент верующих с 50-60-х гг. пополнялся, прежде всего, за счет горожан.

Тип религиозного поведения городского и сельского финского населения отличается друг от друга. Доля верующих, соблюдающих религиозную обрядность среди городского населения гораздо выше. Сельчане, как правило, обрядов не соблюдают. Так как большинство таинств и обрядов проходят в церковных зданиях, выводы, извлекаемые из этого факта, могут сводиться к констатации наличия или отсутствия таковых по месту жительства. Но вместе с тем, эти различия могут отражать и специфику верований сельчан и горожан: для первых, обряды, вероятно, играют второстепенную роль; для вторых, ритуальная составляющая веры представляет неотъемлемую её часть.

Данные этносоциологического обследования финского населения слабо подтверждают и бытовавшее ранее мнение о малообразованности верующих. Уровни образования верующих-финнов и финского населения Карелии в целом практически не отличаются (см. табл.4). Основную группу верующих составляют лица со средним специальным образованием или с невысоким уровнем образовательной подготовки, что соответствует общему состоянию образовательной подготовки финского населения Карелии.

Таблица 4.
Уровень образования (УО) финнов.
Уровень образования УО верующих по данным этносоциологического обследования, %УО финнов по данным переписи населения 1989 г.
ниже среднего44,047,0
среднее, среднее специальное40,740,9
высшее, незаконченное высшее15,312,2
ИТОГО100,0100,0

Косвенно миф о малообразованности верующих развенчивают также данные о занятости. В частности, среди верующих доля занятых преимущественно умственным трудом составляет 32,2%, преимущественно физическим - 52,2%, умственным и физическим - 15,6%, а среди неверующих, соответственно 32,8, 49,3, 17,9%%. Как видим, различия не носят принципиального характера.

Таким образом, верующие финны Карелии представляют собой разнообразное, с точки зрения половозрастного состава, структуры расселения и образовательного статуса, сообщество. Их приобщение к религии в наибольшей степени коррелируется возрастными характеристиками, но не ограничивается ими. Оказывает влияние и тип расселения, обуславливающий, в первую очередь, разницу в религиозном поведении верующих города и села. Уровень образования не может быть определен как основной фактор, воздействующий на формирование контингента верующих.

Конфессиональный выбор финнов отражен в таблице 5.

Таблица 5.
Выбор конфессии (по данным этносоциологического обследования)
Конфессия%
лютеранство68,2
другие течения протестантизма1,5
православие9,0
просто верю в Бога15,8
отказ5,5

Подавляющее большинство верующих финнов при выборе конфессии склоняются к лютеранству, при этом часто объясняя свой выбор сложившейся исторической традицией, в соответствии с которой, религия финнов — это лютеранство.

Наряду с явным преобладанием частоты выбора лютеранской веры, есть и значительная группа, выбирающих православие. Большая их часть это выходцы из национально-смешанных семей. Тем не менее, православное влияние не может сводиться только к иноконфессиональному влиянию внутри семьи. Усвоение православия происходило и в этнически-однородной семейной среде. Наиболее приемлемым представляется следующее объяснение: в период религиозных преследований, особенно в период депортации, некоторые верующие-финны считали, что верить “по-лютерански” не вполне безопасно. В связи с этим часть финнов считала допустимым при отсутствии возможности посещать лютеранскую церковь, приобщиться к православию, получившему в этот период некоторый стимул к возрождению.

С другой стороны, такая ситуация вынуждала некоторых отказываться от выбора одной из альтернативных конфессий: православия или лютеранства, не причисляя себя ни к одной из них. Для таковых в ходе опроса характерным был ответ “просто верю в Бога”. Как видно, доля не определившихся с выбором конфессии довольно велика и повышается в национально-смешанной, а значит и конфессионально смешанной семейной среде.

Лютеранами в большинстве своем являются представители старшего поколения (см. табл.6). Однако уже в группах 55-64-летних и 45-54-летних заметно общее ослабление религиозности, в том числе и лютеранской. Этот процесс еще не сопровождался переходом в православие, но определил дальнейшее ослабление лютеранской традиции в поколении детей (25-34 года и 15-24 года), многие из которых изменили свою конфессиональную принадлежность.

Таблица 6.
Конфессиональная принадлежность и возрастные группы (по данным этносоциологического обследования, в % от общего числа верующих)
Возрастные группы,
лет
Конфессия
лютеранстводр. течения протестантизмаправославиепросто верю в Богаотказ от ответа
15 - 2450,00,723,421,04,6
25 - 3450,00,018,628,42,9
35 -4459,61,99,321,17,8
45 - 5469,01,08,214,47,2
55 - 6477,12,13,312,74,6
65 и старше86,42,12,96,71,6
Таблица 9.
Конфессиональная принадлежность и тип поселения (по данным этносоциологического обследования, %)
КонфессияСельское население, %Городское население, %
лютеранство66,769,0
другие течения протестантизма2,61,5
православие6,49,3
просто верю в Бога15,415,9
отказ9,04,3

Поскольку лютеранская церковь долгое время существовала только в столице республики, то есть основания предполагать, что доля лютеран среди городского населения будет выше, чем среди сельского.

Однако, как выяснилось, поселенческий фактор практически не варьирует конфессиональные ориентации финнов (табл. 9).

Вера финнов-лютеран и вера финнов-православных различается, условно говоря, по степени интенсивности (см. табл.7).

Таблица 7.
Отношение к религии лютеран и православных(по данным этносоциологического обследования, %)
Отношение к религиилютеранеправославные
верую и соблюдаю религиозные обряды34,912,1
верую, но обрядов не соблюдаю50,167,0
колеблюсь15,020,9

Лютеране относятся к ритуальной части веры с большей приверженностью и доля тех, кто соблюдает религиозные обряды, у них почти в 3 раза выше, чем у православных.

Данный факт, принимая во внимание лютеранские исторические традиции, выглядит несколько странно.

Исповедание, уделяющее внимание в первую очередь личной вере, имеет в своих рядах больше лиц, исполняющих нормы обрядового поведения, чем церковь православная, в которой ритуал играет одну из главнейших ролей.

Это явление, с одной стороны, можно обозначить как явление конфессионального синкретизма или смешения норм конфессионального поведения у верующих финнов. Но, с другой стороны, можно говорить и о том, что обряды (особенно публичные, т.е. производимые в церкви и др. святых местах), несущие на себе функции демонстрации веры человека, являются для современных лютеран важным компонентом религиозного самосознания. Но все же основная группа верующих, как лютеран, так и православных относит себя к не соблюдающим религиозные обряды, что в ситуации середины 1990-х гг. уже нельзя списать на отсутствие возможностей для этого.

В обстоятельствах длительного отсутствия лютеранских общин и культовых зданий на большей территории республики, констатировать слабую посещаемость церквей вовсе не удивительно. Кроме того, за период “безцерковного” существования финнов-лютеран в Карелии (начала 1920-х -1968 гг.) ими были найдены формы приобщения к вере, минуя церковь. Практиковались, и по сей день распространены, частные религиозные собрания на квартирах верующих с приглашением пастора или без него, коллективные слушания радиопередач из Финляндии на религиозные темы и пр. По данным обследования среди лиц верующих и соблюдающих религиозные обряды почти 16,0% ответили, что не посещают богослужений. Для них церковь не являлась безусловным атрибутом веры. Специфика лютеранской веры (имеется в виду акцент лютеранства на личную веру человека, а не на публичное проявление религиозных чувств) также содействовали формированию пассивности в вопросах посещения церкви.

Таблица 10.Посещение богослужений верующими (по данным этносоциологического обследования, %)
Возрастные группы, летДа, посещаюНет, не посещаю
15-2458,741,3
25-3454,145,9
35-4454,445,5
45-5463,636,4
55-6471,029,0
65 и старше65,134,9

Как видим (см. табл. 10), доли посещающих богослужения составляют большинство во всех возрастных группах верующих финнов, но наибольшую активность все же демонстрирует старшее поколение. Для них посещение богослужений носит также более регулярный характер. “Молодежи в церкви мы почти не видим”, свидетельствуют наиболее активные прихожане.

О степени участия верующих в жизни церкви мы можем судить, основываясь на сведениях ритуальной статистики, в том числе статистики крещений, обрядов венчаний, отпеваний, прохождения конфирмации. 5 Картина, складывающаяся в ходе их анализа, показывает, с середины 70-х гг. ежегодно в лютеранской церкви крестились 10-15, максимум 20 человек. 6 Количество крещений по сведениям Совета было стабильным вплоть до начала 80-х гг. и редко составляло более 20 человек. Эти данные, тем не менее, входят в противоречие с данными опроса, которые свидетельствуют о том, что численность тех, кто родился позже 1975 г., а, следовательно, мог быть крещен тогда, значительно больше даже в пределах выборочной совокупности.

Безусловно, здесь надо иметь в виду, что таинство крещения могло быть осуществлено и вне стен церкви. Более того, крещение мог совершить любой член лютеранской общины, прошедший конфирмацию. Не случайно среди финнов-лютеран Карелии доля крещеных составляет 93,2%, несмотря на продолжительное отсутствие общины и церкви здесь.

В послевоенный период менялась и сама процедура крещений.

Для старшего поколения верующих (65 лет и старше) наиболее характерным явлением было крещение в младенческом возрасте. Преобладающее большинство верующих старшего поколения родились на территории Ленинградской области, где в 20-е гг. сохранялось довольно значительное количество действующих церквей и политика в отношении религии, во всяком случае, в период нэпа, носила относительно спокойный характер. 7

С уменьшением общей численности крещений становится всё меньше и доля лиц крещеных в раннем детстве. Для младших возрастных групп (15-25, 25-34 года) она составляет менее половины от общей численности крещений в возрастной группе (см. таблицу 11).

Таблица 11.
Соотношение крещеных в младенческом возрасте к числу крещеных в возрастной группе (по данным этносоциологического обследования)
Возрастные группы, летДоля крещеных в младенческом возрасте по отношению к числу крещений в возрастной группе, %
15-2441,7
25-3441,7
35-4482,9
45-5479,2
55-6487,0
65 и старше100,0

Таинство крещения, по свидетельству дьякона Петрозаводской церкви, на сегодняшний день, как правило, происходит в церкви. Практика “домашних” крещений сейчас не столь популярна, как это было ранее. При отсутствии возможности (по болезни и пр. обстоятельствам) произвести таинство в церкви, важным, если не непременным, обстоятельством становится участие в нем пастора.

Социально-психологические функции ритуалов “перехода” (крещения, конфирмации, венчания, отпевания), как правило, сводят к антистрессовому воздействию на индивида в моменты серьезных жизненных перемен. Анализ данных о возрасте крещения прихожан показывает, что функциональная нагрузка таинства крещения претерпела серьезные изменения. Если раньше крещение детей служило фактором социальной адаптации в первую очередь родителей, которые вступали в новый этап своей жизни, связанный с ответственностью за судьбу родившегося на свет ребенка (окрестив его, родители как бы разделяли эту ответственность с высшей инстанцией, приобретали некие гарантии, обеспечивающие его безопасность), то в настоящее время значение крещения все больше сводится к функции “посвящения” в веру.

Для лютеранской церкви такого рода изменения ведут к деформациям функций и другого ритуала - конфирмации (миропомазания), которая как раз и призвана сопровождать вступления нового члена в общину верующих. Её функциональное значение на сегодняшний день сводится в основном к просветительской деятельности будущих прихожан, хотя и сейчас продолжает существовать запрет, к примеру, на причастие, в случае если конфирмация не совершена.

О конфирмационной деятельности лютеранской церкви г. Петрозаводска мы можем говорить лишь применительно к середине 1980-х - 90-м гг., поскольку до этого религиозное образование детей в Советском Союзе преследовалось по закону. В эти годы в г. Петрозаводске начала действовать конфирмационная школа, сначала тайно, а позднее и по сей день вполне открыто. В ней могли пройти обучение крещенные верующие, достигшие 15 летнего возраста. Обучение длилось около 2 месяцев, в течение которых проводились занятия об основах вероучения. По истечении занятий осуществлялся обряд благословения конфирмированных в присутствии прихожан. После прохождения конфирмации человек становился полноправным членом общины и мог быть избран в совет церкви.

Среди опрошенных лишь наиболее старшая часть респондентов (55 и старше) могла пройти конфирмацию за рамками созданной в 1969 г. лютеранской общины Карелии, в то время как остальные, скорее всего, приобрели этот опыт уже здесь. Данные опроса свидетельствуют, что доля конфирмированных по отношению к общему числу верующих в возрастной группе неуклонно понижается по мере “омоложения” состава респондентов. Если среди пожилых (65 и старше) он составляет 53,5%, то у молодежи (15-24 года) только 5,8% (см. диаграмму). Таким образом, преобладающая часть опрошенных прихожан, в особенности молодежь, не проходили конфирмацию.

Рисунок. Соотношение численности верующих лютеран и численности прошедших конфирмацию

К публичной ритуальной деятельности и таинствам лютеранской церкви, наряду с крещением и конфирмацией, относятся причастие, венчание и похороны по церковному обряду. Венчание не относится у финнов к числу популярных ритуалов. Лишь единицы респондентов положительно отвечали на этот вопрос о венчании. Среди причин этого может быть названо то, что венчание совершал только рукоположенный пастор. Плюс к этому, торжественность случая, его праздничный характер, требовали и соответствующей ему обстановки, которая в идеале могла быть достигнута только в церкви, которая, как мы знаем, была открыта в Петрозаводске лишь начале 80-х гг. Существовавший до этого молитвенный дом вряд ли мог соответствовать обстоятельствам.

К сожалению, о таинстве причастия мы также не можем сказать многого, поскольку ни данные официальной статистики, ни данные обследования не содержат информации об этом. Тем не менее, у автора статьи есть достаточные основания говорить о том, что данное таинство относится к одному из наиболее священных моментов в жизни финна-лютеранина. Причастие является кульминационной точкой связи между верующим-лютеранином и высшей инстанцией. К этому располагают и безусловное присутствие пастора при осуществлении таинства, и совместно исполняемые религиозные гимны, и обращение к Богу, произносимое одним из участников церемонии. Лютеранская церковь г. Петрозаводска, принимая во внимание пожилой возраст многих прихожан и отдаленность церкви, нередко проводит выездные причастия. Значительность этих встреч для этой категории прихожан не вызывает сомнения. Теплая встреча служителя культа, забота о безукоризненном соблюдении всех нюансов процедуры причастия, бросающаяся в глаза одухотворенность участников таинства — таковы общие впечатления автора статьи, присутствующего на одном из таких собраний.

Подведём некоторые итоги. Современное положение лютеранской церкви в Карелии достаточно противоречиво и неустойчиво. Обретение стабильности в положении лютеранской церкви в Карелии зависит, на наш взгляд, от осознания того, что на сегодняшний день костяк общины формируют ингерманландские финны старшего поколения. Роль, которую играла и играет евангелическо-лютеранская церковь Ингрии для финнов-ингерманландцев, волею судеб оторвавшихся от привычного им жизненного устоя, нельзя недооценивать, но будущее общины в Карелии зависит от организации работы среди молодежи и лиц среднего поколения. Отсутствие стабильности в составе прихожан, пожилой возраст многих из них, слабая вовлеченность молодежи в работу церкви заставляют делать эти не вполне благоприятные прогнозы.

В начало